World Of Warcraft до сих пор остаётся одной из самых популярных MMORPG в мире. Мало кому удалось повторить подобный успех, а удержаться на плаву ещё сложнее, чем подняться. Дополнение Battle for Azeroth оказалось неудачным как с точки зрения сюжета, так и контента. Но есть ли у Blizzard возможность реабилитироваться в глазах игроков с помощью свежего расширения Shadowlands? В данном обзоре мы постараемся найти ответ и заодно поделимся мнением о новинке.

Начать хотелось бы с сюжета, поскольку на мой взгляд это одна из главных проблем предыдущего дополнения, из-за которой его максимальная оценка на Metacritic составила всего 3 балла. Shadowlands в этом плане страдает меньшим количеством проблем. Отсутствие логики здесь наблюдается лишь в паре моментов и они достаточно быстро забываются.
Всё из-за того, что после попадания в загробный мир, Тёмные Земли, при прохождении сюжетной линии постоянно возникают нотки ностальгии. Можно увидеть знакомых, когда-то любимых персонажей, вновь сразиться со знаковыми врагами и раскрыть подробности их появления в Тёмных Землях.
Герои достаточно хорошо прописаны и постепенно мы узнаём истинные причины катастрофы, которая приключилась на Азероте. Квесты интересно читать и пропускать их сразу приступая к выполнению, как в BfA, не хочется. В этом плане дополнение оказалось на голову выше предыдущего.

Новых локаций в загробном мире пять: Малдраксус, Ревендрет, Бастион, Арденвельд и Утроба. По первым четырём из них можно перемещаться спокойно и без напряжения, и только Утроба является исключительно враждебной. Также каждая территория имеет уникальную атмосферу, предысторию и даже сеттинг. К примеру, Ревендрет выполнен в готическом стиле и мрачных тонах, а обитают там преимущественно существа, похожие на вампиров, в то время как Бастион оформлен в древнегреческом стиле, и так далее.
Подобная резкая смена обстановки не позволяет наскучить, а прохождение кампании помогает определиться с любимым ковенантом и зоной для дальнейшей прокачки твинков. К слову, ковенанты представляют собой новые фракции. Для Малдраксуса Некролорды, Ревендрета Вентиры, Бастиона Кирии и Арденвельда Ночной народец.
Все предлагают отдельную кампанию, эксклюзивного маунта, экипировку, уникальные навыки, подходящие под текущую специализацию и занятия, вроде сбора анимы для дальнейшего улучшения оплота пакта. Первое время заниматься всем достаточно интересно, но спешить не стоит, ведь в конечном счёте даже продвижение по сюжету сводится к банальному фарму новых типов валют и выполнению локальных квестов. Сделано это по-видимому для задержки игроков перед выходом следующего контентного обновления.
Присоединение к ковенантам
происходит после выполнения основной цепочки заданий на 60-м
уровне. На картинке фракционные доспехи
Локалки стали заметно труднее и если раньше требования чаще были простые убей и принеси, то сейчас в ежедневных миссиях необходимо проявлять осторожность и даже смекалку. Многие состоят из нескольких фаз и завершить их за 2-3 минуты не получится. Данное изменение явно пошло игре на пользу. Пропало ощущение, будто игроки являются курьерами и вынуждены просто перемещаться из точки А в точку Б, а ещё добавилось больше мотивов объединяться в группы.
Сложность в сравнении с BfA немного возросла не только при выполнении локальных заданий, но и при обычной прокачке, в инстансах, рейдах. Перед походом в подземелье или на могучего противника иногда приходится продумывать тактику и даже периодически менять таланты. Бездумное использование скиллов продолжает потихоньку возвращаться в прошлое, что не может не радовать.
Отдельно хотелось бы выделить совершенно новую активность для 60-го уровня Башню Торгаста. Это темница, принадлежащая основному антагонисту расширения Тюремщику. После входа в неё, есть возможность выбрать два инстанса с разными видами сложности (до 8-ми), несколькими этапами с боссами (около 7-ми) и вредными модификаторами. Последние, к примеру, могут включать нанесение периодического урона в процентах от максимального здоровья, замедление скорости передвижения, атаки и так далее.

Расположение коридоров в инстансах, в Башне, при новом прохождении меняется случайным образом. А значит запомнить уровни не представляется возможным. Иногда в них попадаются короткие миссии по освобождению пленников и поиску их памятных вещей, а в награду можно получить возможность выбрать усиление персонажа.
Усиления действуют только в Торгасте и отличаются при прохождении в одиночку, или группой. Например, играя за разбойника часто попадается талант +50% к максимальному здоровью, но в групповом заходе вы его не увидите. Все подобные таланты суммируются и перед поединком с финальным монстром можно создать действительно сильную сборку. После завершения инстанса усиления обнуляются.
В награду за прохождение уровней Башни выдаётся специальная валюта, за которую впоследствии улучшаются эндгейм предметы, что служит отличной мотивацией к посещению активности. Сама Башня поначалу выглядит интересной и захватывает. Хочется экспериментировать со сборками, пробовать проходить подземелья соло и с группой, помогать заключённым, однако вскоре наскучивает.
Разработчики пока реализовали лишь малое разнообразие талантов усиления, дополнительных миссий и врагов. Кроме того, оформление выглядит очень однообразно и даже смена видов инстансов раз в неделю не спасает ситуацию. Понятно, что авторы пока лишь набивают руку, однако хочется надеяться на скорейшее исправление данной ситуации.

Что касается других подземелий и рейда замок Нафрия, то они выглядят интересно, имеют новых мобов и дебаффы, однако фанат World of Warcraft сразу заметит в них обилие старых механик из прежних дополнений. Но то, что есть, не выглядит халтурой. Присутствуют индивидуальные тайминги, секреты, а во многих подземельях даже уникальные для ковенантов возможности. К примеру, в Туманах Тирна Скитта присягнувший Ночному народцу может открыть дополнительную дорогу, доступ к грибам, дающим баффы и установить второстепенные точки, на которых происходит воскрешение в случае вайпа. Новички и даже бывалые игроки всё равно могут умереть целой группой: не рассчитав время срабатывания способности врага, собрав лишнего моба или дебафф.
Дополнительным моментом, который понравился, стало исследование. Чтобы достать большинство сокровищ или призвать редких мобов, порой приходится изрядно подумать. Здесь авторы проявили полёт фантазии и внедрили много интересных механик: сбор фруктов и их подношение, грибы для прыжков, кормёжка монстров, чтение табличек и последующее разгадывание загадок, и многое другое. За поиском некоторых решений даже невольно открываешь гугл.
PvP тоже подверглось большим изменениям. Мы наконец можем приобрести нужные, а не случайные товары за честь. Таким образом есть возможность быстро собрать первый сет для последующих походов по подземельям с друзьями или гильдией. Однако баланс на полях боя или арене пока хромает, и всё из-за способностей ковенантов, доступных для использования.
Ещё в игре заметно увеличилось количество новичков. Помогла в этом Blizzard новая система обучения, благодаря которой только создавшие аккаунт игроки попадают на специальный Остров Изгнанников, выполняют миссии и осваивают навыки классов. Таким пользователям рекомендуется не развиваться дальше в одиночку, а сразу вступать в гильдии, которые помогут с углубленным изучением механик. Иначе токсичности при прохождении подземелий или квестов в группе им не избежать. Также новенькие могут воспользоваться свежей системой наставничества и подыскать себе учителя.

После Battle for Azeroth разработчики, похоже, поняли, что курица будет нести золотые яйца только после вкусной кормёжки и дополнение Shadowlands определённо можно назвать вкусным. Путешествие по Странам Теней в течение недели оставило у меня много положительных впечатлений. Blizzard удалось совместить самое интересное из предыдущих расширений в одном и привнести новые активности.
Интересный сюжет и локации, ковенанты и их развитие, Башня Торгаста, поиски сундуков с сокровищами, уменьшение рандома в наградах PvP всё это притягивает и заставляет задержаться в игре подольше. Также радует обилие свежей крови в виде новеньких, решивших впервые познакомиться с миром World of Warcraft. Остаётся надеяться, что разработчики не будут наступать на грабли BfA и продолжат двигаться в новом направлении.
Студия Fantastic Pixel Castle, основанная ветераном World of Warcraft и League of Legends Грегом Стритом в партнерстве с NetEase Games, прекращает свое сотрудничество с китайским гигантом. Об этом сам разработчик сообщил в своем личном аккаунте в LinkedIn. Спустя всего два года после громкого анонса, будущее студии и ее
Вторая глава The Worldsoul Saga, новое дополнение для MMORPG World of Warcraft под названием Midnight, стала доступна для предзаказа 20 августа 2025 года. В этом расширении игрокам предстоит столкнуться с угрозой со стороны Ксалатат и Бездны, а также наконец опробовать долгожданную Систему жилищ.
На
Blizzard официально представила следующее дополнение для MMORPG World of Warcraft под названием Midnight. Это уже 11-е по счету расширение для игры, анонс которого состоялся на церемонии открытия Gamescom 2025 и сопровождался кинематографическим трейлером. Отдельно были опубликованы геймплейный трейлер и ролик с бонусами издания Epic Edition.
Компания Blizzard запустила классические серверы дополнения Mists of Pandaria для MMORPG World of Warcraft. Игроки вновь могут отправиться на древний континент Пандария, ранее скрытый туманами на протяжении тысячелетий. Дополнение предлагает новые, но уже знакомые фанатам зоны, подземелья, рейды, а также обновленные возможности для развития персонажей и PvP-сражений.
Каждая раса в MMORPG World of Warcraft обладает своими расовыми бонусами, которые дают персонажам различные преимущества. С момента релиза в 2004 году у людей существует навык Дипломатия, позволяющий получать на 10% больше репутации. Однако после выхода крупного расширения The War Within данная особенность
Microsoft договорилась с компанией NetEase о возвращении игр от Blizzard на рынок Китая летом 2024 года, спустя полтора года с момента закрытия всех игр от именитого разработчика. Речь идет о World of Warcraft, Hearthstone, Over
В глобальной версии MMORPG Throne and Liberty случилась довольно необычная ситуация, из-за которой игровые серверы недоступны уже более 15 часов. Причём все тонкости инцидента до сих пор неизвестны, и игроки по крупицам собирают информацию. Предлагаем вам ознакомиться с тем, что известно на данный момент.
Китайская компания HoYoverse, известная своими хитами в аниме-стилистике, такими как Genshin Impact и Honkai: Star Rail, готовится к выходу на рынок высокобюджетных реалистичных проектов. Хотя официального анонса еще не было, авторы запустили
ZhuRong Studio совместно с NetEase Games запустила глобальную версию кроссплатформенной MMORPG Sword of Justice, которая основана на вселенной так и не вышедшей за пределами Китая игры Justice Online. Проект доступен для бесплатной загрузки по следующим ссылкам:
6 ноября 2025 года прошла пятая по счету прямая трансляция от разработчиков MMORPG AION 2, который вновь оказался внезапным. Как объяснили разработчики, решение о проведении данного стрима было принято буквально за день до этого, поэтому анонс был таким поздним. Ведущими, как и в прошлый раз, стали Со Соп Би из бизнес-подразделения и Ким Нам Джун из отдела разработки. Они также с гордостью продемонстрировали получе
Разработчики MMORPG Final Fantasy XIV в очередной раз запустили коллаборацию с некогда популярным аркадным баттл-роялем Fall Guys. Событие продлится до 27 ноября (17:59 МСК) и позволит игрокам принять участие в специальных мини-играх и зарабатывать валюту MGF для обмена на призы.
Компания Netmarble анонсировала первое масштабное обновление RELOADED для MMORPG в сеттинге темного фэнтези Raven 2. Оно выйдет 19 ноября 2025 года и добавит в игру новый класс.
В игре появится новый класс Стрелок (Gunslinger) стильный боец дальнего боя, который использует разнообразное огнестрельное оружи
Турецкая студия Vawraek Technology поделилась большим 12-минутным геймплейным трейлером находящейся в разработке MMORPG The Quinfall. Ролик позволяет оценить текущую альфа-версию, демонстрируя множество геймплейных элементов. Среди них: сражения с монстрами, путешествие по разнообразным локациям, коллекционная карточная игра, поиск сокровищ, рыбалка и многое другое.
Несмотря на то, что The Quinfall использует в качестве движка Unity, а до релиза еще далеко, игра уже се
Если вы давненько не заходили в MMORPG Final Fantasy XIV, то у вас есть возможность получить 14 дней подписки бесплатно. Сейчас проходит событие под названием Callback Campaign, позволяющее активным игрокам приглашать своих друзей, которые не были онлайн в течение последних 90 дней (с учетом периода бесплатной игры).
Для того, чтобы отправить приглашение, необходимо открыть список др
Phoenix Labs разместила на YouTube канале Action RPG Dauntless свежий трейлер, демонстрирующий нового монстра Фенрыка. Он появится в обновлении 1.11.4 уже скоро.
Сразите Фенрыка, появившегося в ходе эволюции споражённого Эмбермейна. Это Чудовище имеет в своём арсенале сотрясающие землю новые атаки, которые позволяют ему полностью контролировать поле боя. Следопыты, будьте начеку! Свирепый Фенрык
Создатели RuneScape выпустили обновление для MMORPG, включающее полную графическую переработку города Gielinor и улучшения визуальной части.
Однако не обошлось и без ошибок: новый Gielinor отличается неработающими дверьми, возможностью проходить сквозь стены в некоторых местах и отсутствием функции уничтожения деревьев. Однако прежде всего, многим действует на нервы отсутствие люка в гильдию воров. В резуль
Разработчики двухмерной MMORPG Broken Ranks опубликовали обновленную дорожную карту с планами на обновления, которые будут выпущены вплоть до конца первой половины 2023 года. Подробно рассмотреть ее вы можете на изображении ниже (кликните, чтобы открыть в полном размере).
Как вы можете заметить, в новой дорожной карте произошли некоторые изменения, по сравнению с прошлой. Разработчики решили сменить пр
Западная версия MMORPG Elyon не сыскала большой популярности и после релиза довольно быстро растеряла почти всю свою аудиторию. Это несмотря на то, что игра вышла бесплатной изначально ее планировали распространять по модели Buy-to-Play. Согласно статистике
Вторая глава The Worldsoul Saga, новое дополнение для MMORPG World of Warcraft под названием Midnight, стала доступна для предзаказа 20 августа 2025 года. В этом расширении игрокам предстоит столкнуться с угрозой со стороны Ксалатат и Бездны, а также наконец опробовать долгожданную Систему жилищ.
На
Blizzard официально представила следующее дополнение для MMORPG World of Warcraft под названием Midnight. Это уже 11-е по счету расширение для игры, анонс которого состоялся на церемонии открытия Gamescom 2025 и сопровождался кинематографическим трейлером. Отдельно были опубликованы геймплейный трейлер и ролик с бонусами издания Epic Edition.
Компания Blizzard Entertainment в сотрудничестве с Корейским фондом содействия студентам (KOSAF) объявила о запуске программы Blizzard STEAM Donation Scholarship Program. Отметим, что слово STEAM в названии не относится к сервису от Valve, а является аббревиатурой, которая расшифровывается как Science, Technology, Engineering, Arts, and Mathematics (Наука, Технология, Инж
Каждая раса в MMORPG World of Warcraft обладает своими расовыми бонусами, которые дают персонажам различные преимущества. С момента релиза в 2004 году у людей существует навык Дипломатия, позволяющий получать на 10% больше репутации. Однако после выхода крупного расширения The War Within данная особенность
Blizzard выпустила обновление для MMORPG World of Warcraft, добавляющее режим королевской битвы под названием Plunderstorm. Он не требует наличия дополнения Dragonflight, но для игры вам понадобится оплаченная подписка.
Режим Plunderstorm предлагает короткие матчи на 10-15 минут, в которых участвуют 60 человек в одиночном или дуо-формате. Правила достаточно привычны для жанра победу здесь одерживает
Симулятор выживания под кодовым названием Project Odyssey был анонсирован компанией Blizzard в 2022 году. Над игрой работала большая команда разработчиков, и, по сообщениям инсайдеров, она была близка к релизу. На тот момент о новинке ничего не было известно, кроме того, что ее действия развернутся в совершенно новой фэнтезийной вселенной, не связанной с популярными франшизами компании. К сожалению, теперь стало известно, что прое